24мая
Наряду с “Creeping Death”, “Enter Sandman” “One” и “Fade To Black”, эту песню “Металлика” просто будет обречена исполнять на своих концертах до конца дней. Проще говоря, это - классика, один из величайших номеров “хэви метал” всех времен.

Выстроенная вокруг одного простого, но острого, как выкидной нож, риффа, “Master Of Puppets” демонстрирует “Металлику” периода Клиффа Бертона, достигшую самой вершины совершенства своего звучания. Даже если бы песня просто затихала после 3 минут 35 секунд звучания, она уже была бы классикой и стояла в одном ряду с такими блестящими представителями более ранних поколений, как “War Pigs” “Black Sabbath” или “Fireball” “Deep Purple”.
24мая

Battery / Батарея

|
Комментарии (0)
Для такого стихийного бедствия, как “Master Of Puppets”, вступление звучит на удивление мягко, но ему удается передать то странное затишье перед бурей, которая уничтожит мир, благодаря акустическому фрагменту бессмыслицы, воскрешающему в памяти их одержимость героическими мотивами Дикого Запада из наиболее мелодраматических моментов Эннио Морриконе.

Но этому не суждено длиться долго: лидгитара Кирка Хэмметта врывается подобно встречному ветру, когда песня начинает менять задумчивое акустическое настроение на решительный электрический штурм, который на самом деле действует, как батарея, таранящая голову.
16мая
“После выхода “Master Of Puppets” я не знал отбоя от групп, упрашивавших меня сделать им тот же “саунд”, что был у “Металлики” на этом альбоме, - вспоминал годы спустя продюсер Флемминг Расмуссон. - Но, конечно, это было невозможно! Чтобы получить такой “саунд”, надо быть именно этой группой в этот момент времени, потому что они изобретали его прямо на месте”.

И поэтому, хотя и трудно устоять перед соблазном по прошествии всего этого времени восхищаться громадной работой, проделанной “Металликой” по синтезу грохота “хэви метал” с жестким реализмом панк-рока, следует согласиться с Расмуссоном, утверждающим, что никто тогда не знал точно, чем они занимаются.

Именно этим объясняется тот факт, что “Damage Inc.”, последняя дорожка последнего альбома “Металлики” эпохи Клиффа Бертона, явилась таким шоком. Такие номера, как “Creeping Death” и “Fade То Black” с “Ride The Lightning”, или “Seek And Destroy” и “Whiplash” с “Kill 'Em All”, вызывали восхищение всего мира за превосходный сплав сильного текста и безжалостной рок-музыки. “Damage Inc.” снова была чем-то новым.
16мая

Orion / Орион

|
Комментарии (0)
Эту вещь трудно анализировать, потому что она представляет собой основанную на ведущем басе инструментальную композицию, сочиненную в основном Клиффом Бертоном и демонстрирующую просто прекрасный продолжительный бас-гитарный пассаж на протяжении 2/3 своего звучания, не похожий ни на одно басовое соло из тех, которые авторам этой книги приходилось слышать. Никакого самовлюбленного подергивания струны большим пальцем, никакого тупого полета “фанкотронного” воображения.

На самом деле, это вообще звучит едва ли похоже на бас-гитару, и, может быть, Клифф, непревзойденный бас-гитарист, к этому и стремился. То усиливаясь, то затихая, “Orion” представляет из себя поразительно блестящий отрезок, спектральную зону, в которой застывают мысли, а эмоции ослабевают и уходят, изгоняя прочь ненависть.
16мая
Конечно, война, о которой пишет свои песни “Металлика”, ведется не только на полях сражений, раскинувшихся где-то за горизонтом. Мик Уолл помнит, как Джеймс Хетфилд сказал, беседуя с ним в Копенгагене во время работы над “Master...”: “Война начинается дома”. На просьбу пояснить, что он имел в виду, Джеймс ответил: “Ты смотришь телевизор, так? Так вот, там идет война каждый вечер. Надо всегда быть начеку, а то это дерьмо достанет тебя в любой момент...”

Он ни о чем конкретном в тот раз не говорил, но, слушая “Leper Messiah”, вполне логично вспоминаешь эти слова, потому что песня посвящена смертельной опасности, которой телезрители несомненно подвергают свои души, смотря передачи теперь уже в значительной мере дискредитировавших себя телеканалов “Новых христиан”, тогда только начинавших свое победное шествие по Америке.

“Дело в том, что мы не пишем песен о сатане и демонах и прочем дерьме, которое вдохновляет так много групп, - объяснял тогда Ларс.
16мая
Еще один панк -”металлический” номер, демонстрирующий экстраординарную рубежку Джеймса на ритм-гитаре. На этот раз тема песни - гнетущие ощущения пехотинца, захваченного врасплох войной. Ему непонятно, где надо убивать людей, чтобы не быть убитым теми, кого он даже не знает, на земле, которой он не понимает и которую он наверняка не захочет увидеть снова.

“Hell is here” (“Здесь - ад”), - торжественно произносит нараспев Джеймс. - “I was born for dying!” (“Я был рожден, чтобы умереть!”) - судорожно стенает он. К этой теме Джеймс Хетфилд и “Металлика” возвращались еще не раз, но, за несомненным исключением композиции, ставшей синглом с их следующего альбома (“One”), им нигде не удалось раскрыть ее с такой красноречивой силой, как здесь.
16мая
Еще одна подлинная классика. Начинаясь с одинокого монотонного, как колокольный звон, гитарного пассажа, песня развертывается медленно, словно змеясь по траве, озаренной светом луны. Снова мир представлен в образе психиатрической больницы, а тема песни - безумие как метафора честности и истины. Пациент лишен свободы за свое знание, подобно одноглазому в царстве слепых: он может видеть небо, тогда как все остальные даже не догадываются о том, что оно существует.

И вот, когда безысходная тоска уже, кажется, засасывает вас навсегда, все внезапно изменяется, и барабаны Ларса вихрем врываются, подобно озадаченным полицейским в последних кадрах фильма про зомби, и все вокруг отрывается от земли, чтобы лететь сквозь мертвые звезды, все еще мерцающие на холодном ночном небе.

Основная идея проста, но ужасна: Истина предстает не как Освободитель, но как Палач. Любовь как ненависть. Черное как белое. Жизнь как Смерть. Подобно страшному сну, это станет постоянной темой в текстах Джеймса Хетфилда.
16мая
После убойной пары номеров, открывающих альбом, “The Thing That Should Not Be” предлагает что-то вроде небольшой передышки от хаоса работы в тяжелом режиме, угрожающе разрабатывая спиралевидный рифф, который медленно проникает в ваше сознание, перед тем как расцвести, подобно черной розе. Очевидно, что здесь поднимается тема безумия, таящегося на дне всякой человеческой души; неприрученный зверь внутри, отталкивающая, отвратительная темнота и слишком мелкое море: то, чего недолжно быть. Но есть.

Если слушать “The Thing...” отдельно, вне контекста альбома, то эта песня не является сногсшибательным выдающимся номером: хорошая рабочая вещь, все же далекая от классических, с леденящими кровь риффами, более признанных убойных номеров “Металлики”

Но помещенная в мрачно-героический контекст альбома “Master...”, песня приобретает подобающее величие. Если бы жизнь была подобна пламени свечи, это был бы горячий расплавленный воск, остающийся после..
15мая
Большинство групп выбрало бы для финала альбома нечто буквально возгорающееся, как спутник при входе в атмосферу: после экспериментов и демонстрации своих способностей настало время для порции родного сердцу угара, - маэстро, просим!

Но нет. “Металлика” верна духу противоречия, который не дал им навсегда приклеиться к ярлыку “хэви” или “трэш метал” (подобно практически всем современникам, от “Megadeth” до “Anthrax” и “Slayer”, оставшихся навсегда в металлическом гетто). Поэтому группа решила закончить свой самый хитовый альбом достаточно сдержанным по темпу номером, который тем не менее демонстрирует не меньше энергии и куража, чем целый альбом зажигательных номеров какой-нибудь другой “металлической” группы.
15мая
Номер, отмеченный мелодичностью, “...Misery”, по своему подходу напоминает “Black Sabbath” в их золотой период 70-х гг. Это еще одна баллада, хотя и не в сиропном стиле “Nothing Else...”: скорбная и мрачная, она была не из тех, что удовлетворили бы требованиям радиостанций, ориентированных на мейнстрим. Джеймс издает гнетущие звуки: никаких воплей или рычания, а просто завывание на луну.

Должно быть, интересно послушать эту песню через несколько лет. Может ли случиться так, что она укажет группе направление дальнейшего развития? От “трэш метал” к розовым лепесткам (хотя и с шипами) через каких-нибудь пять альбомов?

Кто знает? Но если какая-то песня демонстрирует новоприобретенное умение Джеймса Хетфилда петь красивые песни, то это именно она.
Рекомендуем

  • Опрос
    На что вы больше обращаете внимание в песне?
    Музыка
    Слова
    Важно сочетание